Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

трубецкой евгений николаевич

Энциклопедический словарь

Трубецко́й Евгений Николаевич (1863-1920), князь, религиозный философ, правовед, общественный деятель. Брат С. Н. Трубецкого. Профессор в Киеве (1897-1905) и Москве (1906-18). Видный деятель партии кадетов, один из основателей «Союза мирного обновления» и главный редактор его печатного органа - «Московского еженедельника» (1906-10). Участвовал в Белом движении, умер при эвакуации Добровольческой армии в Новороссийске. Стремился согласовать учение В. С. Соловьёва о «всеединстве» с ортодоксальной христианской доктриной. Основные труды: «Миросозерцание Вл. С. Соловьёва» (т. 1-2, 1913), «Метафизические предположения познания» (1917), «Смысл жизни» (1918).

* * *

ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич - ТРУБЕЦКО́Й Евгений Николаевич (1863-1920), князь, российский религиозный философ, правовед. Брат С. Н. Трубецкого. Стремился согласовать учение В. С. Соловьева о «всеединстве» с ортодоксальной христианской доктриной. Труды о Соловьеве, по теории познания, о смысле жизни.

Большой энциклопедический словарь

ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич (1863-1920) - князь, российский религиозный философ, правовед. Брат С. Н. Трубецкого. Стремился согласовать учение В. С. Соловьева о "всеединстве" с ортодоксальной христианской доктриной. Труды о Соловьеве, по теории познания, о смысле жизни.

Энциклопедия Кольера

ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич (1863-1920), русский философ, правовед, общественный деятель. Родился в Москве 23 сентября 1863. Окончил юридический факультет Московского университета (1885). В 1897 защитил докторскую диссертацию Религиозно-общественный идеал западного христианства в ХI в. Миросозерцание папы Георгия VII и публицистов - его современников. Профессор Киевского (1897-1905) и Московского университетов. Трубецкой - видный представитель религиозно-философской мысли, один из организаторов издательства "Путь" и Религиозно-философского общества им. Вл.Соловьева. К религиозной метафизике Трубецкой, так же как и его брат С.Н.Трубецкой, пришел под непосредственным и значительным влиянием Вл.Соловьева, с которым на протяжении многих лет поддерживал дружеские отношения. Среди философских сочинений Трубецкого - Философия Ницше (1904), История философии права (1907), Миросозерцание Вл.С.Соловьева (1913), Метафизические предположения познания (1917), Смысл жизни (1918) и др. Он был автором ряда блестящих работ о древнерусской иконописи: Умозрение в красках, Два мира в древнерусской иконописи, Россия в ее иконе. Во время гражданской войны участвовал в белом движении. Умер Трубецкой в Новороссийске 23 января 1920. В трудах Трубецкого нашли отражение основные принципы метафизики всеединства Вл.Соловьева. В то же время он принимал далеко не все в наследии основоположника российской метафизики всеединства и в своем фундаментальном исследовании Миросозерцание Вл.С.Соловьева глубоко критически оценивал пантеистические тенденции в соловьевской метафизике, католические и теократические увлечения философа. Можно сказать, что радикальный онтологизм соловьевской метафизики всеединства существенно корректируется Трубецким, настаивавшим на определяющем значении и даже "первичности" метафизического познания. Своеобразный гносеологизм философии всеединства Трубецкого отчетливо выражен в первую очередь в его учении об Абсолютном, Всеедином сознании. Безусловное, абсолютное начало, по Трубецкому, присутствует в познании как "необходимая предпосылка всякого акта нашего сознания". Последовательно настаивая на "нераздельности и неслиянности" Божественного и человеческого начал, он следовал тем же принципам и при характеристике процесса познания: "Наше познание...возможно именно как нераздельное и неслиянное единство мысли человеческой и абсолютной". Полное же единство такого рода в человеческом познании невозможно, считал Трубецкой, и соответственно невозможно полное постижение абсолютной истины и абсолютного смысла бытия, в том числе человеческого бытия ("в нашей мысли и в нашей жизни нет смысла, которого мы ищем"). Идея Абсолютного сознания оказывается у Трубецкого своеобразной метафизической гарантией самого стремления к истине, оправдывает это стремление и в то же время предполагает надежду и веру в реальность "встречного" движения, в самораскрытие Абсолюта, в Божественную Любовь и Благодать.

ЛИТЕРАТУРА

Трубецкой Е.Н. Два зверя. М., 1918 Трубецкой Е.Н. Из прошлого. М., 1918 Трубецкой С.Е. Минувшее. Париж, 1989 Андрей Белый. Между двух революций. М., 1990 Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. М., 1992

Полезные сервисы